Персональный сайт Мой маленький мир

Относительные прилагательные

В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным словарным запасом, овладевает различными способами словообразования и словоизменения. Однако некоторые грамматические категории требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей. Часто дети испытывают трудности в образовании относительных прилагательных. Это может быть связано с недостаточным знанием материалов, из которых изготавливают предметы, редким использование отдельных прилагательных в речи окружающих, отсутствием внимания к речевым ошибкам со стороны взрослых и т.д. Чтобы новое слово прочно вошло в речь ребенка, его нужно не только много раз услышать и проговорить, но и научиться использовать в разнообразных ситуациях. Ниже приводятся игры и упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно образовывать относительные прилагательные. Кроме того, эти игры позволяют прочно ввести в речь новые слова, развивают память, внимание, восприятие,  мышление и воображение.

 Относительные прилагательные обозначают признак через отношение к предмету.

Какие это могут быть отношения – признаки?

Материал, из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата);

место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; Московская область – область Москвы).

назначение (родительское собрание – собрание для родителей; детский магазин – магазин для детей).

Что приготовим?

-Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т.п.

Варенье для Карлсона

- Карлсон больше всего любит варенье из ягод. Я буду показывать изображения ягод, а вы говорите, какое варенье любит Карлсон. (Земляничное, клубничное, малиновое…).

Капризные куклы

Перед детьми несколько кукол.

-Все куклы любят кашу. Послушайте и запомните, из какой крупы любят кашу куклы.

Логопед от лица кукол говорит:

-Я люблю кашу из риса (пшена, гречки…).

Далее дети называют любимую кашу каждой куклы:-Рисовая (пшенная, гречневая…).

В чём ошибка?

Педагог целенаправленно допускает ошибки в подборе относительных прилагательных (смородинный сок, мандаринный сок и т.д.), а дети исправляют.

 Чего не стало?

Перед детьми выкладываются картинки с изображение различных соков.

Правильно подбираются относительные прилагательные.

Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку.

Дети должны догадаться, чего не стало.

(Не стало яблочного сока. Нет апельсинового сока и т.д.)

 С какого дерева листочек?

-Помоги лисичке назвать, какие листочки она собрала (подойдет любая мягкая игрушка и картинки).

-У лисы дубовый лист, кленовый…

Обведи и назови

Ребенок обводит настоящие листья или рисует их с помощью трафарета и называет, какие листья он нарисовал (кленовый, рябиновый…).

Осенний букет

-Не просто листья назови, а сосчитать их поспеши.

-Один кленовый лист, два кленовых листа… пять кленовых листьев…

Какие бывают леса?

-Если в роще растут берёзы (дубы, осины, ивы, клёны…), то как называется эта роща? - Берёзовая роща (дубовая, осиновая…).

Аналогично проводят игру со словами «аллея», «ветка», «полено»:

-Аллея из лип – липовая…

-Ветка осины – осиновая…

-Полено из дуба – дубовое…

Угадай

Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).

-Найди  шелковую, меховую, вельветовую, джинсовую, шерстяную, льняную одежду.

Кукольная одежда

Для игры понадобится одежда из разных тканей. Попросите ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например: «Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и.т.п.

Что в мешочке?

Взрослый кладет кукольную одежду из разных тканей в мешочек (предметы могут быть знакомы ребенку). Ребенок должен на ощупь определить и назвать предмет прежде, чем вынет его из мешка.

Помоги портнихе

Взрослый демонстрирует ребенку лоскутки ткани, просит определить, что это за материал и придумать, что можно сшить из такого материала.

-Это шелковая ткань. Из шелка можно сшить юбку, блузку…

-Я бы сшил шелковую рубашку, льняные шорты, трикотажную футболку…

Я начну, а ты продолжи

Игру удобнее проводить с показом предметов одежды из разных тканей.

Взрослый начинает предложение:

- Мама купила…

Ребенок продолжает:

- …шелковое платье.

- Папа надел…(кожаную куртку)

-Пня связала…(шерстяной шарф) и т.д.

Из чего сделана посуда?

На картинках нарисованы предметы посуды. Назови материал, из которого они сделаны. Можно рассмотреть ту посуду, которая находится дома на кухне.

Вилка из металла - металлическая.

Стакан из стекла — ... (стеклянный).

Нож из металла — ... (металлический).

Чашка из фарфора — ... (фарфоровая).

Блюдо из глины — ... (глиняное).

Ваза из хрусталя - …

Что звучит?

Перед ребенком кружки из разных материалов и разных размеров: стеклянная, пластмассовая, железная, керамическая. Взрослый предлагает аккуратно постучать по ним деревянной палочкой и запомнить, какой получается звук. Затем ребенок отворачивается (либо кружки закрываются ширмой). Взрослый стучит, а ребенок пытается угадать, какая кружка «запела».

Один – много

Одна пластмассовая кружка – много пластмассовых кружек, одна алюминиевая кастрюля - … , один чугунный горшок  - …

Кто больше?

Взрослый предлагает назвать как можно больше предметов посуды, которые могут быть сделаны из стекла (дерева, металла…).

-Стеклянный чайник, поднос, салатник…

-Стеклянная чашка, тарелка, солонка…

-Стеклянные чашки, блюдца…

-Стеклянное блюдо, …

Назови и объясни

Перед ребенком масленка, сахарница, солонка…

Взрослый просит правильно назвать эти предметы, объяснить их назначение и рассказать, из какого материала они изготовлены.

Рассматриваем картинки

Читая ребенку книги, обращайте внимание на то, из чего могут быть сделаны изображенные предметы.



24 ноября 2015 в 02:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.