Персональный сайт Мой маленький мир
Относительные прилагательныеВ старшем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным словарным запасом, овладевает различными способами словообразования и словоизменения. Однако некоторые грамматические категории требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей. Часто дети испытывают трудности в образовании относительных прилагательных. Это может быть связано с недостаточным знанием материалов, из которых изготавливают предметы, редким использование отдельных прилагательных в речи окружающих, отсутствием внимания к речевым ошибкам со стороны взрослых и т.д. Чтобы новое слово прочно вошло в речь ребенка, его нужно не только много раз услышать и проговорить, но и научиться использовать в разнообразных ситуациях. Ниже приводятся игры и упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно образовывать относительные прилагательные. Кроме того, эти игры позволяют прочно ввести в речь новые слова, развивают память, внимание, восприятие, мышление и воображение. Относительные прилагательные обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал, из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата); место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; Московская область – область Москвы). назначение (родительское собрание – собрание для родителей; детский магазин – магазин для детей). Что приготовим? -Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т.п. Варенье для Карлсона - Карлсон больше всего любит варенье из ягод. Я буду показывать изображения ягод, а вы говорите, какое варенье любит Карлсон. (Земляничное, клубничное, малиновое…). Капризные куклы Перед детьми несколько кукол. -Все куклы любят кашу. Послушайте и запомните, из какой крупы любят кашу куклы. Логопед от лица кукол говорит: -Я люблю кашу из риса (пшена, гречки…). Далее дети называют любимую кашу каждой куклы:-Рисовая (пшенная, гречневая…). В чём ошибка? Педагог целенаправленно допускает ошибки в подборе относительных прилагательных (смородинный сок, мандаринный сок и т.д.), а дети исправляют. Чего не стало? Перед детьми выкладываются картинки с изображение различных соков. Правильно подбираются относительные прилагательные. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку. Дети должны догадаться, чего не стало. (Не стало яблочного сока. Нет апельсинового сока и т.д.) С какого дерева листочек? -Помоги лисичке назвать, какие листочки она собрала (подойдет любая мягкая игрушка и картинки). -У лисы дубовый лист, кленовый… Обведи и назови Ребенок обводит настоящие листья или рисует их с помощью трафарета и называет, какие листья он нарисовал (кленовый, рябиновый…). Осенний букет -Не просто листья назови, а сосчитать их поспеши. -Один кленовый лист, два кленовых листа… пять кленовых листьев… Какие бывают леса? -Если в роще растут берёзы (дубы, осины, ивы, клёны…), то как называется эта роща? - Берёзовая роща (дубовая, осиновая…). Аналогично проводят игру со словами «аллея», «ветка», «полено»: -Аллея из лип – липовая… -Ветка осины – осиновая… -Полено из дуба – дубовое… Угадай Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка). -Найди шелковую, меховую, вельветовую, джинсовую, шерстяную, льняную одежду. Кукольная одежда Для игры понадобится одежда из разных тканей. Попросите ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например: «Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и.т.п. Что в мешочке? Взрослый кладет кукольную одежду из разных тканей в мешочек (предметы могут быть знакомы ребенку). Ребенок должен на ощупь определить и назвать предмет прежде, чем вынет его из мешка. Помоги портнихе Взрослый демонстрирует ребенку лоскутки ткани, просит определить, что это за материал и придумать, что можно сшить из такого материала. -Это шелковая ткань. Из шелка можно сшить юбку, блузку… -Я бы сшил шелковую рубашку, льняные шорты, трикотажную футболку… Я начну, а ты продолжи Игру удобнее проводить с показом предметов одежды из разных тканей. Взрослый начинает предложение: - Мама купила… Ребенок продолжает: - …шелковое платье. - Папа надел…(кожаную куртку) -Пня связала…(шерстяной шарф) и т.д. Из чего сделана посуда? На картинках нарисованы предметы посуды. Назови материал, из которого они сделаны. Можно рассмотреть ту посуду, которая находится дома на кухне. Вилка из металла - металлическая. Стакан из стекла — ... (стеклянный). Нож из металла — ... (металлический). Чашка из фарфора — ... (фарфоровая). Блюдо из глины — ... (глиняное). Ваза из хрусталя - … Что звучит? Перед ребенком кружки из разных материалов и разных размеров: стеклянная, пластмассовая, железная, керамическая. Взрослый предлагает аккуратно постучать по ним деревянной палочкой и запомнить, какой получается звук. Затем ребенок отворачивается (либо кружки закрываются ширмой). Взрослый стучит, а ребенок пытается угадать, какая кружка «запела». Один – много Одна пластмассовая кружка – много пластмассовых кружек, одна алюминиевая кастрюля - … , один чугунный горшок - … Кто больше? Взрослый предлагает назвать как можно больше предметов посуды, которые могут быть сделаны из стекла (дерева, металла…). -Стеклянный чайник, поднос, салатник… -Стеклянная чашка, тарелка, солонка… -Стеклянные чашки, блюдца… -Стеклянное блюдо, … Назови и объясни Перед ребенком масленка, сахарница, солонка… Взрослый просит правильно назвать эти предметы, объяснить их назначение и рассказать, из какого материала они изготовлены. Рассматриваем картинки Читая ребенку книги, обращайте внимание на то, из чего могут быть сделаны изображенные предметы.
24 ноября 2015 в 02:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.